Влияние психоэмоционального перенапряжения на здоровье школьников.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной школы, фон её учебного процесса. Учителя встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и влияют отрицательно на здоровье и школьников, и учителей. В современной психологии даже появился термин – «хроническая озлобленность». Основная причина проявления массовой агрессивности у школьников – информационный поток наступательно агрессивной информации, льющейся из радио и телевизионных передач, включая мультфильмы, спортивно-развлекательные «шоу» и, конечно, фильмы насилия, которые, повышая уровень адреналина в крови зрителей, целенаправленно формируют деструктивную личность. В школьном возрасте трудно оценить позитивные и негативные стороны подаваемой информации, она воспринимается как естественная реальность, в которой следует поступать так, как показано на экране. Зачастую дети и подростки так и действуют в своём реальном мире. Ложная, извращённая, безнравственная информация закрепляется у школьников на протяжении длительного времени, а при постоянном воспроизведении формирует определённые черты личности. И мы удивляемся, почему наши школьники стали совершать асоциальные, противоправные действия и преступления. Причина очевидна: во-первых, накопившаяся агрессивность провоцирует конфликтность; во-вторых, предлагается сценарий действий – как необходимо проявлять агрессивность, чтобы добиться желаемого результата; в-третьих, длительное информационное воздействие ведёт к привыканию и к агрессии, и к адекватным действиям. Повышают агрессию у школьников и неблагоприятные, мягко говоря, социальные условия в обществе. Постоянное проявление агрессивности ведёт к ухудшению функциональных систем. Не случайно в последнее время у школьников 11-13 лет резко возросли показатели заболевания гастритом, язвой желудка, снижением памяти. Десять-пятнадцать лет тому назад такие заболевания были почти редкостью. Психическая напряжённость, повышаясь из года в год, неизбежно снижает уровень здоровья детей, ведь эти процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В больше степени страдает у детей иммунная система. Статистика показывает, что за годы школьной жизни у большинства учащихся ухудшаются показатели здоровья, и многие школьники уже имеют не одно заболевание. Показатели физического развития «выше среднего» относительно редки – около 20 %, а высокого – единицы, преимущественно это школьники, занимающиеся в спортивных секциях. Число детей со средним и ниже среднего уровнями физического развития не снижается, а увеличивается. Выделив из проблемы социальной психической напряжённости школьные конфликтные ситуации, можно утверждать, что избыток накопившихся гормонов адреналина и норадреналина можно «сбросить» с помощью двигательной активности. Под действием физической нагрузки происходит разрушение гормонального фона без вреда для организма. Таким образом, физическая активность – необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, агрессивности, психической напряжённости школьников. Существует мнение, что кратковременный стресс положительно влияет на улучшение иммунитета. А если стресс протекает напряжённо и длительно, то количество «иммунных» клеток уменьшается. В результате школьник может заболеть от самых незначительных инфекций. Вспомним старую пословицу: «Смех лечит, заботы калечат». Вот и получается, что многие болезни школьников связаны с их психоэмоциональным состоянием. А профилактическую, упреждающую и оздоровительную функцию могут выполнять уроки физической культуры. Выполнение упражнений при хмуром выражении лица приводит к выделению адреналина, что, в свою очередь, вызывает чувство тревоги, подавленность. А улыбка подкрепляет чувство уверенности и спокойствия. Вывод однозначен: средства физической культуры – действенный фактор урегулирования конфликтов, эмоциональных перенапряжений, создания в школьном коллективе атмосферы доброжелательного настроя на занятия. И этими средствами должен владеть учитель физической культуры. Эффект педагогического воздействия окажется неоценимым для школы, если средства и методы физической культуры применяются целенаправленно и обязательно подкрепляются теоретическими знаниями учащихся. Учитель не может не опираться на оздоровительные и воспитательные задачи уроков физической культуры, а также должен быть компетентен в своей области преподавания. Школьники порой не осознают, какой психический и физиологический вред своему здоровью наносят проявляемые ими раздражительностью и агрессивностью. Поэтому необходимо раскрыть для них механизмы воздействия отрицательных психических эмоций на здоровье. Именно через профилактические беседы возможно изменить сознание школьников. Родители и учителя знают о пользе точеного массажа «самомассажа», и о действенном результате закаливания, и об эмоциональном переключении в весёлых подвижных играх или в шутливых состязаниях. Даже уместная шутка оказывается отличным «громоотводом», если она подготовлена заранее и продумана – «на всякий случай». Безусловно, быстрые, сложные упражнения, например, координационные, требуют концентрации внимания, высокого мышечного тонуса. Они не позволяют школьнику расслабиться. Невозможно быть расслабленным, когда выполняешь упражнения скоростные, с максимальным проявлением силы, скоростно-силовые. Хороший эффект в снижении агрессивности дают упражнения, выполняемые лёжа. Количество повторений – до 15 раз – подавляет агрессивность, исключает психическую напряжённость, а отдых после каждого упражнения – от 15 до 30 сек. – позволяет школьнику расслабить полностью все мышечные группы и сосредоточиться на выполнении следующего упражнения.
Предлагаю примерный комплекс несложных упражнений (вполне можно считать специальным для снижения агрессивности у школьников):
1. Из упора согнувшись, поочерёдно переставляя руки, прийти в упор лёжа и вернуться в и.п. (8-16 раз); 2. В упоре сидя сзади, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (15 раз); 3. Лёжа на боку, одна нога впереди, другая сзади, руки вверху (партнёр держит ноги за голень), поднимание туловища (15 раз); 4. Лёжа на полу или скамейке (ноги закреплены), поднимание и опускание туловища (15 раз); 5. Лёжа на животе, руки вверху, поднимая туловище и ноги, прогибаться в пояснице (15 раз).
Таким образом, комплексы физических упражнений и рациональное их применение позволяют не только укрепить мышечную систему, но и снизить агрессивность, предупредить противоправные действия, сформировать социальные нормы поведения на уроках физической культуры.
|