Приветствую Вас Гость | RSS
Вт
07.05.2024, 07:02
Сайт - портфолио
Ирины Купиной
Главная Каталог статей Регистрация Вход
ира"Не может ум хорошо работать,если физически себя не закалить."(И.П.Павлов)ира
 Меню сайта

Методическая копил
Здоровье. [2]
1.Двигательная активность-залог здоровья! 2.Влияние психоэмоционального перенапряжения на здоровье школьников.

  Мой опрос
На какой картинке изображён многоборец?
Всего ответов: 95

      Поиск

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи » Здоровье.

Влияние психоэмоционального перенапряжения на здоровье школьников.
Влияние психоэмоционального перенапряжения на здоровье школьников.

      Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной школы, фон её учебного процесса. Учителя встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и влияют отрицательно на здоровье и школьников, и учителей. В современной психологии даже появился термин – «хроническая озлобленность».
     Основная причина проявления массовой агрессивности у школьников – информационный поток наступательно агрессивной информации, льющейся из радио и телевизионных передач, включая мультфильмы, спортивно-развлекательные «шоу» и, конечно, фильмы насилия, которые, повышая уровень адреналина в крови зрителей, целенаправленно формируют деструктивную личность.
     В школьном возрасте трудно оценить позитивные и негативные стороны подаваемой информации, она воспринимается как естественная реальность, в которой следует поступать так, как показано на экране. Зачастую дети и подростки так и действуют в своём реальном мире. Ложная, извращённая, безнравственная информация закрепляется у школьников на протяжении длительного времени, а при постоянном воспроизведении формирует определённые черты личности. И мы удивляемся, почему наши школьники стали совершать асоциальные, противоправные действия и преступления. 
    Причина очевидна: во-первых, накопившаяся агрессивность провоцирует конфликтность; во-вторых, предлагается сценарий действий – как необходимо проявлять агрессивность, чтобы добиться желаемого результата; в-третьих, длительное информационное воздействие ведёт к привыканию и к агрессии, и к адекватным действиям. Повышают агрессию у школьников и неблагоприятные, мягко говоря, социальные условия в обществе.
    Постоянное проявление агрессивности ведёт к ухудшению функциональных систем. Не случайно в последнее время у школьников 11-13 лет резко возросли показатели заболевания гастритом, язвой желудка, снижением памяти. Десять-пятнадцать лет тому назад такие заболевания были почти редкостью. Психическая напряжённость, повышаясь из года в год, неизбежно снижает уровень здоровья детей, ведь эти процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
    В больше степени страдает у детей иммунная система. Статистика показывает, что за годы школьной жизни у большинства учащихся ухудшаются показатели здоровья, и многие школьники уже имеют не одно заболевание. Показатели физического развития «выше среднего» относительно редки – около 20 %, а высокого – единицы, преимущественно это школьники, занимающиеся в спортивных секциях. Число детей со средним и ниже среднего уровнями физического развития не снижается, а увеличивается.
     Выделив из проблемы социальной психической напряжённости школьные конфликтные ситуации, можно утверждать, что избыток накопившихся гормонов адреналина и норадреналина можно «сбросить» с помощью двигательной активности. Под действием физической нагрузки происходит разрушение гормонального фона без вреда для организма. Таким образом, физическая активность – необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, агрессивности, психической напряжённости школьников.
    Существует мнение, что кратковременный стресс положительно влияет на улучшение иммунитета. А если стресс протекает напряжённо и длительно, то количество «иммунных» клеток уменьшается. В результате школьник может заболеть от самых незначительных инфекций. Вспомним старую пословицу: «Смех лечит, заботы калечат». Вот и получается, что многие болезни школьников связаны с их психоэмоциональным состоянием. А профилактическую, упреждающую и оздоровительную функцию могут выполнять уроки физической культуры. Выполнение упражнений при хмуром выражении лица приводит к выделению адреналина, что, в свою очередь, вызывает чувство тревоги, подавленность. А улыбка подкрепляет чувство уверенности и спокойствия.
     Вывод однозначен: средства физической культуры – действенный фактор урегулирования конфликтов, эмоциональных перенапряжений, создания в школьном коллективе атмосферы доброжелательного настроя на занятия. И этими средствами должен владеть учитель физической культуры.
     Эффект педагогического воздействия окажется неоценимым для школы, если средства и методы физической культуры применяются целенаправленно и обязательно подкрепляются теоретическими знаниями учащихся. Учитель не может не опираться на оздоровительные и воспитательные задачи уроков физической культуры, а также должен быть компетентен в своей области преподавания.
    Школьники порой не осознают, какой психический и физиологический вред своему здоровью наносят проявляемые ими раздражительностью и агрессивностью. Поэтому необходимо раскрыть для них механизмы воздействия отрицательных психических эмоций на здоровье. Именно через профилактические беседы возможно изменить сознание школьников.
    Родители и учителя знают о пользе точеного массажа «самомассажа», и о действенном результате закаливания, и об эмоциональном переключении в весёлых подвижных играх или в шутливых состязаниях. Даже уместная шутка оказывается отличным «громоотводом», если она подготовлена заранее и продумана – «на всякий случай». 
    Безусловно, быстрые, сложные упражнения, например, координационные, требуют концентрации внимания, высокого мышечного тонуса. Они не позволяют школьнику расслабиться. Невозможно быть расслабленным, когда выполняешь упражнения скоростные, с максимальным проявлением силы, скоростно-силовые. 
     Хороший эффект в снижении агрессивности дают упражнения, выполняемые лёжа. Количество повторений – до 15 раз – подавляет агрессивность, исключает психическую напряжённость, а отдых после каждого упражнения – от 15 до 30 сек. – позволяет школьнику расслабить полностью все мышечные группы и сосредоточиться на выполнении следующего упражнения.

Предлагаю примерный комплекс несложных упражнений (вполне можно считать специальным для снижения агрессивности у школьников):

1. Из упора согнувшись, поочерёдно переставляя руки, прийти в упор лёжа и вернуться в и.п. (8-16 раз);
2. В упоре сидя сзади, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (15 раз);
3. Лёжа на боку, одна нога впереди, другая сзади, руки вверху (партнёр держит ноги за голень), поднимание туловища (15 раз);
4. Лёжа на полу или скамейке (ноги закреплены), поднимание и опускание туловища (15 раз);
5. Лёжа на животе, руки вверху, поднимая туловище и ноги, прогибаться в пояснице (15 раз).

Таким образом, комплексы физических упражнений и рациональное их применение позволяют не только укрепить мышечную систему, но и снизить агрессивность, предупредить противоправные действия, сформировать социальные нормы поведения на уроках физической культуры.  

Категория: Здоровье. | Добавил: Юпитер3 (12.02.2012)
Просмотров: 1845 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Праздники дня

  Социальные
    закладки

Статистика

Ирина Купина © 2024